Моделирование в образовании
Под моделированием в школьном образовании понимают этапное распределение учебной деятельности на уроке, включающее в себя использованный дидактический материал, целеполагание, деятельность педагога, основные выводы.
В энциклопедической литературе моделирование определяется как совокупность методов исследования явлений и объектов при использовании различных аналогов и условных образов. Именно модель может воспроизводить самые важные свойства, связи исследуемого процесса, давать адекватную оценку, управлять развитием процесса и прогнозировать его дальнейшие тенденции распространения.
В обучении выделяется два основных аспекта моделирования – как средство обучения (учебное действие) и как содержание, которое должны усвоить учащиеся.
Принципы учебного моделирования в последние годы успешно разрабатываются учеными с использованием графического метода в деятельности учителя и самих учеников. Именно графические модели сейчас являются самыми совершенными способами для развития мышления детей в школе. Создано несколько классификаций учебных моделей, каждая из которых несет свои цели.
Педагогическое моделирование тесно связано с другими научными дисциплинами и социально-культурными явлениями. Основные положения педмоделирования находят переклички даже с технической сферой деятельности.
Моделирование весьма успешно применяется в педагогике не только при подготовке к урокам, но еще и при системе подготовки кадрового состава. Этот вопрос, как никакой другой, требует системного рассмотрения. Здесь следует составить модель предполагаемой деятельности, к которой готовится будущий специалист, и подготовить модели подготовки (содержание обучения и образования).
Моделирование в структуре образования можно условно разделить на три раздела: моделирование в образовательных системах, моделирование обучения, моделирование профессиональной деятельности. Этот вопрос более подробно может заинтересовать всех работников образования (особенно управления в образовании), педагогов-исследователей, учителей, которые активно используют в своей практике новые педагогические технологии.
Возврат к списку
|